Синяя улыбка первичности

0 0

Синяя улыбка первичности

В 2001 году Лиза Вершбоу, супруга тогдашнего посла США в РФ и большая мастерица-рукодельница, сказала, что Москва всем хороша, но пока не тянет на мировую столицу — потому что в ней нет музеев и галерей современного искусства. Это была правда, но не вся правда и не только правда.

 

Синяя улыбка первичности

 

Уже были русскоговорящие граждане мира, Виктор Мизиано и Борис Гройс, реально крупные теоретики искусства и кураторы. Были уже Ирина Кулик и Екатерина Дёготь, очень толковые арт-критики. Были первые галереи высокого уровня, например, галереи Гари Татинцяна и Игоря Метелицына. И были единичные художники уровня Жана Дюбюффе и Жана-Мишеля Баскии, например, Олег Ланг, тогда он ещё был жив. Но правда была в том, что тогдашнее российское искусство производило впечатление вторичности. Из-за общей невостребованности и отсутствия у народа воспитанного вкуса к актуальному искусству, жить художественным трудом было невозможно, если ты, конечно, не Зураб Церетели и имеешь дело с государственным заказом на монументальные произведения.

 

Синяя улыбка первичности

И ещё не сложилось тогда достоинство коллекционирования. Были энтузиасты вроде Петра Авена, были переданные по наследству коллекции, но в целом искусство, отличающееся от хрестоматийных картинок в учебнике “Родная речь” для 2-го класса, спросом не пользовалось, а разбогатевшие люди покупали не Ротко и Поллока, и даже не Малевича с Кандинским, а Шишкина и Айвазовского, которые в других странах считаются второсортицей. Сейчас ситуация лучше, и многие люди формируют серьёзные коллекции, но вот таких собирателей, которые бы покупали живых, молодых художников, совсем немного, самые известные из них — это Андрей Малахов, Сергей Лимонов и Денис Химиляйне.

 

Синяя улыбка первичности

Стали появляться кураторы. Люди, еще не распробовавшие вкус к искусству, не понимающие, чем неоэкспрессионизм отличается от неоимпрессионизма, не очень-то понимают, чем занимается куратор и почему он считается автором выставок. Куратор — это режиссёр, который создаёт некоторое высказывание на заданную тему. И также, как режиссёр пользуется трудом огромного трудового коллектива из драматургов, операторов, актеров, гримеров, осветителей и прочих, куратор есть тот, кто главный. Для того, чтоб быть сильным куратором, надо знать всю кухню системы производства искусства, ибо искусство — это не пачкотня акрилом по холстине в подвальной мастерской среди пустых бутылок, а очень сложный процесс, где художник и его творения лишь элементы этого процесса, лишь часть системы. В эту систему входят и сами художники, и выставочные пространства, и арт-критика, и галереи как институции, ведущие исследовательскую и просветительскую работу, и музеи, и коллекционеры, и арт-ярмарки, и всякие серьёзные событийные выставочные мероприятия вроде “Документы” и “Манифесты”, где задаются тренды на годы вперёд. Именно через систему искусства создаётся ценность произведениям искусства. Раньше шутили, что если в нью-йоркском районе Сохо валяется мешок мусора, то это просто мешок мусора. Но если занести его в галерею Лео Кастелли, поставить в угол и повесить рядом табличку, то это уже не мешок с мусором, а серьёзный объект концептуального искусства и стоит он два миллиона долларов.

 

Синяя улыбка первичности

И вот, если куратор — настоящий профессионал, он знает, кто из художников что творит, что только собирается вытворить, что и как находится в галереях, музеях и у коллекционеров, и придумывает, как из того, что ему известно и доступно, создать выставку на какую-то сложную и неизбитую тему. Например — сотворение мифа. Я, как один из немногих людей, чьей университетской специальностью были первобытные мифы и ритуалы, не мог пропустить такое мероприятие. Посему 19 сентября, пришёл на угол Лубянки и Кузнецкого, где в уютном окружении зданий ФСБ спрятался фонд “Екатерина”, в коем и открылась выставка кураторов Натальи Гудович и Дмитрия Гайкова “Сотворение мифа”.

Синяя улыбка первичности

Работа Владимира Дубосарского

Должен отметить без всякой натужности, что у фонда “Екатерина” выставочное пространство не уступает галереям Арне Гличера и Ларри Гагосяна, Мариан Гудман и Дэвида Цвирнера. Я бы отнёс это пространство, наряду с пространством Стеллы Кесаевой в башне “Меркурий”, к лучшим негосударственным выставочным площадям Москвы, не считая, конечно, музея “Гараж”, но там другая концепция. На двух этажах выставлены работы сотни художников, среди которых есть как живые классики вроде Айдан Салаховой и Владимира Дубоссарского, так и восшедшие и восходящие звёзды, вроде Вовы Перкина и Светы Чимидт.

Синяя улыбка первичности

Справа налево: куратор и автор текстов Алёна Дятко, куратор Наталья Гудович, художник Света Чимитд, музыкант Наталия Котляр

Меня, вместе с другими коллегами по ремеслу, встретила изящная фея в розовом. По её речам я сразу вычислил нашего человека — то есть с мощной академической подготовкой и широченным диапазоном знаний о прекрасном. Так оно и оказалось — Алёна Дятко, представляющая выставку прессе и заинтересованным лицам, тоже куратор, оказалась воспитанницей кафедры эстетики философского факультета МГУ, и преподаёт там же. Сам Карл-Густав Юнг не рассказал бы о собранных произведениях искусства лучше. Вообще-то мифология — не столько скользкая тема, сколько ускользающая. Предмет плавающий, как переменная в системе уравнений. Что такое миф? Это рассказ, или, как сказали бы умные люди, нарратив. Повествовательный. То есть это пересказ набора событий, которых, скорее всего, никогда в реальности не происходило. То есть это копия без оригинала, или, как сказали бы те же умные люди, симулякр. А в целом, сказали бы умные люди, мифология — это дискурс нарративов о симулякрах, а если по-простому — неизбежно перевранное и искаженное повторение кем-то придуманных баек. В начале был Змей-Радуга — байка. Кронос оскопил Урана серпом — байка. Оскоплённый Уран пролетал над Средиземным морем, кровь из места, где раньше болталось его достоинство, падала в море и мешалась с водой, в результате чего из этой суспензии родилась богиня любви и красоты Афродита — тоже байка, хотя очень красивая. Но человеческое сознание всё ж так устроено, что хочет в это верить. А если веришь во что-то, то это неизбежно сказывается и на мировосприятии, формирует мировоззрение, и определяет как модус вивенди, так и модус операнди.

 

Синяя улыбка первичности

Многие художественные озарения становятся реальностью. Например, на этой выставке висит работа, написанная, если не ошибаюсь, в 2007 году, изображающая сверхзвуковой самолёт “Конкорд” авиакомпании “Бритиш Эйрвейз” в глухом белорусском лесу. И через какое-то время эта мифическая грёза стала катастрофической реальностью — польское руководство убилось в полном составе в этих местах. Мифопоэтическая вымышленная ситуация стала реальностью.

 

Синяя улыбка первичности

Очень симпатичная работа — сверхзвуковой лайнер на белорусских болотах

У художников обостренное восприятие и свои средства выразить невыражаемое. Например, сидит у Дубосарского наш дорогой Леонид Ильич в бассейне в детской купальной шапочке с надувными игрушками. А как ещё передать детскую доброту этого человека, его незлобивость и мягкость? Народные остроумцы высмеивали его, потешались над старческой немощью, а ведь при нём Советская империя вышла на пик могущества, и сделано это было отнюдь не сталинскими методами. Брежнев сказал в 1964 году, когда ему предлагали закрутить гайки: “Я не буду палачом своего народа”. Это я знаю от брата Брежнева, Якова Ильича. Но ведь Дубосарский гениально, остроумно и точно передал все наши ощущения от того времени и от того Брежнева, которые уже давно стали мифами.

 

Синяя улыбка первичности

Миф или его персонажи продолжают жить, даже когда связь с мифологической первоосновой, которая сама по себе симулякр, утрачены. Это очень точно схвачено на картине Елены Сарни. Первое, что бросается в глаза — это до боли знакомый фас Медузы Горгоны, в том виде, в котором тиражируется в качестве логотипа Versace. Голова смотрит в нас белыми глазницами, от которых, по идее, всё живое, встретившись с Медузой взглядом, каменеет.  Но кто это помнит? Равно как для многих непонятен вообще миф о Персее, который уже давно стал созвездием, а не мифологическим персонажем, убившим Медузу Горгону, глядя в свой зеркально отполированный щит. Но на картине Сарни за заднем плане считывается потаённый смысл — фигура Аполлона как символа красоты и поклонения всему изящному и великолепному, два мужчины, зрелый и юноша, причём юноша в отключке, и неважно, что это за герои, очевидно, что это собирательные Эрастос и Эроменос, это была норма жизни. Портрет какой-то тётеньки, очевидно, уроженки Лесбоса поэтессы Сапфо, а также набор производных от красоты и для производства самой красоты — барочные кресла, туалетный столик с зеркалом, станок ювелирный и двуспальная кровать. Но кто знает вообще древнегреческую мифологию и культуру? Да почти никто. А Версаче все знают и хотят. Спасибо покойному Джанни, что он хоть в каком-то виде понёс мифопоэтическое наследие Эллады в некультурные массы варваров.

 

Синяя улыбка первичности

Работа Елены Сарни

Соприкосновение мифологий даёт всякие интересные мутации. Если Ваньку-Встаньку скрестить с Микки-Маусом, и придать ему черты одноглазого миньона, то получится Моно-Маус. А если переписать историю Руси, которая вся мифологизирована, в стиле “Легенды о динозаврах”? Потому что в детском сознании, которое есть самая плодородная почва для мифологии, время не циклично и не линейно — всё прошлое до рождения ребёнка для него спрессовано в листок бумаги, настоящее растянуто, а будущее бесконечно далеко, настолько, что никогда не наступит. Поэтому дети спрашивают: “Бабуль, а когда ты была маленькой, у тебя был ручной динозаврик?”

Синяя улыбка первичности

 Мифологическая Русь с динозаврами

Синяя улыбка первичности

Моно-Маус

Благодаря текстам Алёны Дятко, которые поясняют тематику каждого зала, даже человек несведущий поймёт, что к чему. Эту выставку следует посетить, хотя бы, как писал Александр Первый Талейрану, “для поощрения разнообразия мыслей”. И это важное мероприятие для тех, кто понимает, потому что работа кураторов показывает, что российское искусство избавляется от провинциальности и обретает самое ценное и интересное, что бывает в творчестве профессионалов — первичность.

Синяя улыбка первичности

Алёна Дятко у работы «Аленький цветочек»

Синяя улыбка первичности

Синяя улыбка первичности

Синяя улыбка первичности

Синяя улыбка первичности

Синяя улыбка первичности

Синяя улыбка первичности

Синяя улыбка первичности

Синяя улыбка первичности

Синяя улыбка первичности

Синяя улыбка первичности

Синяя улыбка первичности

Синяя улыбка первичности

Синяя улыбка первичности

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Поделиться Поделиться ВКонтакте Telegram Whatsapp Одноклассники Cсылка

Источник: argumenti.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.